ЭКСАЙТЕР

Вам нужен четкий, прозрачный звук с хорошей проработкой мельчайших деталей? Все это и многое другое обеспечит психоакустический процессор Exciter II.

С момента появления в конце 70-х годов эксайтер остается самым популярным психоакустическим процессором. Можно сказать, что с него и началась эра психоакустических процессоров. Эксайтер относится к той, очень любимой профессиональными звукорежиссерами группе устройств, работа которых незаметна до тех пор, пока их не выключишь. Производимый им эффект нагляднее всего описывается так: занавесьте ваши студийные мониторы одеялом и включите звук. А теперь снимите одеяло. Лучше? При включении эксайтера из звука уходит "ватность" и мутность, звучание становится четким и прозрачным. Процесс передачи звука, даже в самых современных системах, еще далек от идеала. На каждой его ступени утрачиваются какие-то мельчайшие детали, звуковые оттенки. Вот здесь-то на помощь звукорежиссеру и приходит эксайтер.

Exciter II обладает рядом уникальных особенностей, позволяющих достичь результатов, принципиально не достижимых никаким иным способом. Принцип его работы учитывает комплексный характер восприятия звуков человеческим ухом. В основе процесса лежит сложная амплитудно-частотно-фазово-спектральная коррекция входного сигнала, включающая в себя "растяжку" импульсов, добавление к входному сигналу синтезированных на его основных тонах высших гармоник (преимущественно второй, как самой благозвучной) и еще некоторые элементы. Этот сложный процесс невозможно охарактеризовать с помощью цифр, поэтому все попытки как-то обрисовать производимый эксайтером эффект носят преимущественно описательный характер. Эксайтер сделает ярким и легким любой звук, при его включении звук как бы "раскрывается". Значительно улучшаются проработка и восприятие мельчайших деталей звукового сигнала, звук становится живым и естественным, начинает "дышать". Вокал после обработки эксайтером приобретает повышенную четкость и полётность, ударные инструменты, особенно "железо", начинают звучать лучше, чем "живые". А акустическая гитара с эксайтером - это же просто мечта! Одним словом, не существует музыкального инструмента или звуковоспроизводящей системы, звучание которых нельзя было бы улучшить эксайтером!


ЭКСАЙТЕР II

  • воссоздает утраченные или подавленные высшие гармоники
  • улучшает проработку мелких деталей
  • увеличивает разборчивость и четкость любого звука
  • обостряет переходные процессы
  • практически удваивает звуковой диапазон
  • применяется в студиях, системах звукоусиления на концертах, в театрах, дискотеках, клубах и любых аудио- и видеосистемах
  • везде, где вы работаете со звуком

Процесс передачи сигналов, даже в самых современных системах, далек от совершенства, будь то процесс записи-воспроизведения или простое звукоусиление. На каждой ступени прохождения сигнала утрачиваются какие-то мельчайшие детали, нюансы звуковых оттенков, и, как следствие, происходит потеря "живости", непосредственности звучания, утрата его "реализма". Попытки исправить положение с помощью обычных эквалайзеров, чаще всего, не приводят к желаемому улучшению, так как любой эквалайзер помимо полезных составляющих входного сигнала непременно увеличит шумы и искажения, всегда присутствующие в любом сигнале. Кроме того, введение больших величин коррекции амплитудно-частотной характеристики неизбежно приводит к заметному "окрашиванию" звука, что неприятно для слуха и приводит к его быстрому утомлению. Принципиально положение изменилось только с изобретением ЭКСАЙТЕРА, который с момента своего появления в конце 70-х г.г. завоевал всемирную популярность, и теперь давно уже является стандартным атрибутом оснащения любой студии и концертной площадки, да и не только их. Благодаря своим уникальным возможностям эксайтер позволяет получать результаты, принципиально не достижимые никаким иным способом, и добиваться успеха в самых трудных ситуациях. Эксайтер обеспечивает прозрачность, четкость, пространственность любому звучанию. При включении эксайтера звук как бы "раскрывается". Если провести акустико-оптическую аналогию, то впечатление создается такое, как будто динамики "протерли тряпочкой" - улучшается проработка и восприятие мельчайших деталей и нюансов звукового сигнала, звук становится живым и естественным, начинает "дышать".

Вокал после обработки его эксайтером приобретает повышенную четкость и полетность, как бы "выходит вперед" из колонок. Инструменты с резкими атаками (гитара, ударные и особенно "железо") начинают звучать лучше и естественнее, как это ни странно, чем "живые". Речевые сообщения после эксайтера становятся гораздо разборчивее, даже в акустически неблагоприятном помещении. Акустические системы невысокого класса при использовании эксайтера приобретают прозрачность и естественность - звучания, свойственные гораздо более дорогой акустике высокого класса. Кассетные деки начинают звучать как катушечные магнитофоны. И так далее... И тому подобное... Этот список можно продолжать без конца.

Одним словом - не существует музыкального инструмента и звуковоспроизводящей системы, чье звучание нельзя было бы улучшить эксайтером! Необходимо упомянуть и еще об одной исключительной особенности эксайтера, весьма ценимой профессиональными звукорежиссерами: при правильном применении он совершенно не вносит в звук никакой своей специфической окраски, а только позволяет полнее проявиться мельчайшим его деталям и нюансам. Иначе говоря, работа эксайтера незаметна до тех пор, пока его не выключишь. Да и однажды услышав действие эксайтера, выключать его совсем не хочется...


Принцип работы эксайтера

Эксайтер включается в цепь прохождения сигнала последовательно, аналогично подавляющему большинству устройств обработки сигналов. Поступающий на вход эксайтера сигнал разделяется на две ветви: по одной из них он передается на выход без изменения, а в другой подвергается процессу преобразования, и после обработки в процессоре добавляется (подмешивается) к прямому сигналу. Алгоритм работы сигнал-процессора основан на сложном процессе, учитывающем комплексный характер психофизиологического восприятия звуков человеком. В основе процесса лежит принцип генерации второй гармоники, лежащей на октаву выше основного тона и составляющей с ним консонансный интервал. Кроме второй, синтезируются и некоторые высшие гармоники, а сам синтез является частотно- и амплитудно-зависимым и базируется на основных тонах, которые в процессе синтеза как бы извлекаются из одной части спектра (и при этом их амплитуда уменьшается) и на их основе строится новый спектр частот, которые в исходном сигнале отсутствовали вообще или были сильно "задавлены". Вновь сгенерированные гармоники невелики по амплитуде и существенно не изменяют уровень сигнала, однако оказывают огромное влияние на качество звука. Добавление высокочастотных составляющих как раз и позволяет оживить звук, придать ему реализм и натуральность. Введение же в исходный сигнал частотно-фазовой коррекции и частотно-зависимых задержек создает эффект, сходный по восприятию с очень коротким дабл-трэком (DOUBLE-TRACK), что и приводит к субъективно воспринимаемому увеличению громкости, хотя реально уровень звукового сигнала практически не изменяется.


Органы управления и индикации

  • "POWER" - кнопка включения сетевого питания. При его включении загорается расположенный над кнопкой светодиод.
  • "ON" - кнопка включения выбранного канала эксайтера в процесс обработки. Включенное состояние индицируется загоранием расположенного над кнопкой желтого светодиода.
  • "MIX" - регулятор уровня обработанного сигнала, подмешиваемого к исходному (необработанному) сигналу. Регулятор устанавливается в зависимости от амплитуды входного сигнала и степени желаемого эффекта. В крайнем левом положении эффект отсутствует.
  • "TUNE" - регулятор, обеспечивающий настройку эксайтера на необходимый диапазон частот. В крайнем правом положении обрабатываются высокочастотные составляющие (тарелки, хай-хэт), в крайнем левом - басовые звуки (бочка, бас-гитара). В положениях, близких к средним, обрабатывается вокал и остальные инструменты - гитара, клавиши, и др. В стандартном варианте диапазон перестройки (примерно) составляет от 450 Гц до 9 кГц. В заказных моделях диапазон может отличаться от стандартного.
  • "DRIVE" - один из наиболее важных регуляторов: им определяется уровень возбуждения сигнал-процессора, и, соответственно, яркость получаемого эффекта. Величина загрузки процессора индицируется двумя светодиодами, расположенными слева от регулятора. Зажиганию зеленого светодиода соответствует уровень второй гармоники в синтезированном сигнале порядка -40 дБ относительно основного сигнала, а зажигание красного светодиода - порядка -20 дБ. Уровень возбуждения сигнал-процессора зависит от обрабатываемого материала и решаемых художественных задач. Рекомендуемые величины для обработки комплексного (суммарного) сигнала - различ